Главная » Файлы » История и краеведение |
02.09.2011, 14:50 | |
Славянские духи воздушных стихий Гамаюн — сказочная райская птица. Летает в поднебесье, но живет в море. У нее женские лицо и грудь. Иногда изображают просто большой птицей, взлетающей из морских глубин. Если кричит птица Гамаюн, пророчит счастье. Змиулан — змеевидный демон, который живет в дупле древнего дуба. В славянских преданиях Змиулан вступает в брак с женщиной, от брака рождается Змей Огненный Волк. Сын и отец часто сражаются, от чего бывает огненный вихрь. В заговорах Змиулана вызывают как волшебное существо, способное внушить страсть к женщине.
Вечорка, Зорька, Полуночка — три небесных богатыря, герои русских устных преданий и сказок, символизирующие основные мотивы суточного солнечного цикла: вечер, зарю и полночь. Главным среди них является Зорька. Он и побеждает драконов. Алконост — сказочная райская птица грусти и печали. Изображалась полудевой-полуптицей. Несет яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря, делает его спокойным на шесть дней. Услышавший пение этой птицы забывает обо всем на свете: имя, родных, дом.
Сирин — райская птица, имеющая человеческий облик. Птица радости, удачи, славы. Прекрасное пение птицы Сирин вызывает у людей хорошее настроение; в то же время только счастливому человеку дано услышать ее пение. Не всякий может увидать ее: она исчезает так же быстро, как слава и удача.
Берегини — воздушные девы, оберегающие людей от упырей. Стараются держаться поближе к человеческому жилью. Они веселые, шаловливые, привлекательные создания, поющие чарующие песни прекрасными голосами. Ранним летом при луне они кружатся в хороводах на берегах водоемов.
Планетники — демоны облаков. Эти духи пребывают в дождевых тучах, управляют их движением. Они тянут тучи по небу, пасут их, с помощью радуги толкут лед, превращая его в град. Посылают на землю дожди или сдерживают их, наказывают градом за грехи. Могут предстать в виде орла, змея, дракона.
Велы — женские духи, прекрасные девушки с распущенными волосами, в легких одеждах, обитающие в горах. Велы имеют крылья, летают как птицы, владеют колодцами и озерами. Если отнять у них крылья, то вилы становятся простыми женщинами. Кто отнимет у вил одежду, тому они подчиняются. К людям относятся дружелюбно, помогают обиженным и сиротам, умеют лечить, предсказывают будущее. Славянские лесные духи Баба-Яга — лесная старуха, волшебница, ведьма. Живет в чаще, в избушке на курьих ножках. Одна нога у нее костяная; плохо видит, больше полагается на обонянение; летает в ступе. Лесные звери ей подчиняются. Стоит на границе царства мертвых: вокруг ее дома забор из человеческих костей, засов — человеческая нога, запор — человеческая рука, замок — зубы. Аука — лесной дух, который, в отличие от леших, не спит ни зимой, ни летом. Зимой ему раздолье: со всех сторон дурачит человека, отзывается из-за каждого куста. Маленький, пузатенький, щеки надутые. Водит человека по лесу, вселяет в него надежду, а сам заведет в чащу и бросит там, чтобы уснул путник морозным сном, забыв обо всем. Лесавки — лесные духи, родственники лесовика (бабушки и дедушки), старики и старушки. Очень маленькие, серенькие, похожие на ежей. Живут в прошлогодней листве, бодрствуют с конца лето до середины осени. Все это время веселятся, водят хороводы, листву поднимают, шелестят, шуршат. За короткое время эти маленькие мохнатые клубочки натрудятся, умаются, потом долго отсыпаются.
Моховой — крошечный дух зеленого или бурого цвета, живет во мху, наказывает тех, кто собирает ягоды в неурочное время. Таких людей он заводит в место, откуда трудно выбраться. Обычно моховой не ведет ягодников на погибель, а лишь помучает да и отпустит.
Подаг — бог звероловства. Хитрый, но справедливый старик. Бывалые охотники, знающие приметы и заговоры, с ним в дружбе. Подаг им и зверя подведет поближе, и берлогу покажет, и птицу поднимет — всякий раз охота бывает удачной. Он и начинающим помогает, чтобы к охоте привадить.
Листин — старый слепой дух, предводитель лесавок, его жена и помощница — баба Листина. Они не такие буйные и шустрые, как лесавки, сидят в куче листьев возле пня или в овраге и командуют кому когда шелестеть.
Пушевик — лесной дух, живущий в непроходимой чаще. У него руки как сучья, которыми он цепляет путника, срывает одежды, норовит выколоть глаза — не пускает в свои владения. То кустом колючим прикинется, то корягой, то веткой сухой — только горящие очи сверкают да зеленые волосы развеваются. Здесь всегда царит мрак и гнетущая тишина, выйти отсюда — редкая удача.
Див — демонический персонаж, обитающий в лесу, живущий на верхушке деревьев. Ночью он спускается вниз и пугает путников своим страшным видом и резкими криками.
Оборотень — человек, превращенный колдуном в волка, реже — в медведя. Узнать оборотня можно потому, что у него задние ноги имеют колени вперед, как у человека, а не назад, как у волка. Вредят оборотни-волкодлаки тем, кто их испортил, но могут по ночам преследовать одиноких путников, особенно, если они пьяные. Перешел оборотень дорогу — быть беде.
Боли-бошка — дух леса, живущий в ягодных местах. Большеголовый, неуклюжий, одежда на нем рваная, вся в заплатах. Любит прикидываться старичком, который, выйдя навстречу, просит помочь найти утерянную сумку. Но на уговоры поддаваться нельзя — иначе боли-бошка вскочит на шею, голову петлей стянет и будет водить по лесу. Голова разболится — заблудишься и пропадешь.
Славянские водяные духи Лобасты — русалки, живущие в камышах. По повериям, это дети, умершие некрещенными или девушки-утопленницы. Подвижные, резвые, грациозные, они проводят в играх и шалостях все время. На русальную неделю могут увести с собой девушку, увлечь в хороводе и сделать ее своей подругой — лобастой.
Анчутка — злой дух, бесенок, обитающий в болоте и имеющий крылья. Помощник водяных и болотных. В сказках он беспятый, потому что волк откусил ему пятку.
Болотняник — дух болота, живет в большом каменном доме с женой и детьми. Жена — болотница, дева-утопленница. Состоит в родственных отношениях с водяным и лешим. Обычно имеет вид седого старика с широким желтоватым лицом. Обернувшись монахом, завлекает путника в трясину. Любит гулять по берегу и пугать прохожих резкими звуками, выдувая воздух пузырями и причмокивая.
Водяной — дух рек и озер. Всегда голый, в черной чешуе, обмотанный и подпоясанный тиной, с длинными зелеными волосами и бородой. Вместо рук у него лапы с перепонками, как у лягушки, хвост рыбий, глаза горят, как раскаленные угли. Обычно сидит на коряге и звонко хлопает по воде. Когда рассердится, рвет плотины, подмывает мельницы, а животных и людей тащит в воду.
Водяница — жена водяного. Утопленница из крещеных, потому и не принадлежит к нечистой силе. Она предпочитает лесные и мельничные омуты, но больше всего любит пади под мельницами, где быстрина мутит воду и вымывает ямы. Иногда водяницы резвятся и тогда могут рвать сети и портить жернова. Водяниц часто называют шутихами или шутовками. Навки, — злые духи, часто смертоносные. Само имя этих лесных русалок образовано от слова «навъ» — покойницы. Они бестелесны и не отражаются в воде, не имеют тени, спины у них нет, поэтому видны их внутренние органы. Ичетик — злой дух из рода водяных. Не обладает могучими свойствами своего старшего сородича, да и меньше ростом, но такой же зеленый, весь в пиявках и водорослях. Всплывает в сопровождении лягушек и водяных змей. Любит играть в карты с прохожими, охотно пьет с ними бражку, а если пакостит, то понемногу — посевы заливает, подмывает мостики и крутые берега. Хотя не упускает возможности утянуть под воду ребенка или пьяницу взрослого. В холодное время года спит на дне, просыпается на Никиту вешнего (16 апреля), а на покой отправляется на Никиту осеннего (18 сентября). Бродницы — духи, охранители бродов, миловидные девушки с длинными волосами. По преданиям, бродницы живут вместе с бобрами в тихих заводях. Когда приближаются враги, девушки незаметно разрушают хворостяные броды, направляют неприятеля в топь или омут. Дана — славянская богиня воды. Светлолицая девушка-река, напевающая свою журчащую жизнерадостную песню. Уставшего путника напоит, омоет рану воина, а поднявшись в небо, упадет благодатным дождем на нивы. Ее имя означает «Вода Мать» («Да» — «вода», «пеня» — «мать» ) и осталось в названии многих рек (Днепр «Данаприс», Днестр, Дунай, Двина, Донец). Особые почести этой богине воздавались во время Купальских праздников.
| |
Просмотров: 5841 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |