Среда, 24.04.2024, 21:29
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » История и краеведение

Славянские духи стихий - часть 1
02.09.2011, 14:50

Славянские духи воздушных стихий

Гамаюн сказочная райская птица. Лета­ет в поднебесье, но живет в море. У нее жен­ские лицо и грудь. Иногда изображают просто большой птицей, взлетающей из морских глу­бин. Если кричит птица Гамаюн, пророчит счастье.

 
Змиулан — змеевидный демон, который жи­вет в дупле древнего дуба. В славянских преда­ниях Змиулан вступает в брак с женщиной, от брака рождается Змей Огненный Волк. Сын и отец часто сражаются, от чего бывает огненный вихрь. В заговорах Змиулана вызы­вают как волшебное существо, способное вну­шить страсть к женщине.

Вечорка, Зорька, Полуночка три небес­ных богатыря, герои русских устных преда­ний и сказок, символизирующие основные мо­тивы суточного солнечного цикла: вечер, зарю и полночь. Главным среди них является Зорька. Он и побеждает драконов.

 
 
Алконост сказочная райская птица грус­ти и печали. Изображалась полудевой-полу­птицей. Несет яйца на берегу моря и, погру­жая их в глубину моря, делает его спокойным на шесть дней. Услышавший пение этой птицы забывает обо всем на свете: имя, родных, дом.
             
 
 
 
      
Сирин — райская птица, имеющая человечес­кий облик. Птица радости, удачи, славы. Пре­красное пение птицы Сирин вызывает у лю­дей хорошее настроение; в то же время только счастливому человеку дано услышать ее пение. Не всякий может увидать ее: она ис­чезает так же быстро, как слава и удача. 
 
 
Берегини воздушные девы, оберегающие лю­дей от упырей. Стараются держаться побли­же к человеческому жилью. Они веселые, ша­ловливые, привлекательные создания, поющие чарующие песни прекрасными голоса­ми. Ранним летом при луне они кружатся в хороводах на берегах водоемов.
 
 
Планетники — демоны облаков. Эти духи пребывают в дождевых тучах, управляют их движением. Они тянут тучи по небу, пасут их, с помощью радуги толкут лед, превращая его в град. Посылают на землю дожди или сдерживают их, наказывают градом за грехи. Могут предстать в виде орла, змея, дракона.

 Велы — женские духи, прекрасные девушки с распущенными волосами, в легких одеждах, обитающие в горах. Велы имеют крылья, ле­тают как птицы, владеют колодцами и озе­рами. Если отнять у них крылья, то вилы становятся простыми женщинами. Кто от­нимет у вил одежду, тому они подчиняются. К людям относятся дружелюбно, помогают обиженным и сиротам, умеют лечить, пред­сказывают будущее.

 Славянские лесные духи

Баба-Яга — лесная старуха, вол­шебница, ведьма. Живет в чаще, в избушке на курьих ножках. Одна нога у нее костяная; плохо видит, больше полагается на обонянение; летает в ступе. Лесные звери ей подчиняются. Стоит на границе царства мертвых: вокруг ее дома забор из человеческих костей, за­сов — человеческая нога, запор — человеческая рука, замок — зубы.

 Аука лесной дух, который, в отли­чие от леших, не спит ни зимой, ни ле­том. Зимой ему раздолье: со всех сторон дурачит человека, отзывается из-за каждого куста. Маленький, пуза­тенький, щеки надутые. Водит челове­ка по лесу, вселяет в него надежду, а сам заведет в чащу и бросит там, чтобы уснул путник морозным сном, забыв обо всем.

 
Лесавки лесные духи, родствен­ники лесовика (бабушки и дедуш­ки), старики и старушки. Очень маленькие, серенькие, похожие на ежей. Живут в прошлогодней лист­ве, бодрствуют с конца лето до се­редины осени. Все это время весе­лятся, водят хороводы, листву поднимают, шелестят, шуршат. За короткое время эти маленькие мохнатые клубочки натрудят­ся, умаются, потом долго отсыпа­ются.
 
 
Моховой — крошечный дух зелено­го или бурого цвета, живет во мху, наказывает тех, кто собирает яго­ды в неурочное время. Таких людей он заводит в место, откуда трудно выбраться. Обычно моховой не ве­дет ягодников на погибель, а лишь помучает да и отпустит.
            
 
    
 
             Подаг бог звероловства. Хи­трый, но справедливый старик. Бывалые охотники, знающие приметы и заговоры, с ним в дружбе. Подаг им и зверя под­ведет поближе, и берлогу пока­жет, и птицу поднимет — вся­кий раз охота бывает удачной. Он и начинающим помогает, чтобы к охоте привадить.
 
 
 
 Листин старый слепой дух, предводитель лесавок, его жена и помощница — баба Листина. Они не такие буйные и шуст­рые, как лесавки, сидят в куче листьев возле пня или в овраге и командуют кому когда шелес­теть.
 
 
Пушевик — лесной дух, живущий в непроходимой чаще. У него руки как сучья, которыми он цепляет путника, срывает одежды, норо­вит выколоть глаза — не пускает в свои владения. То кустом колю­чим прикинется, то корягой, то веткой сухой — только горящие очи сверкают да зеленые волосы развеваются. Здесь всегда царит мрак и гнетущая тишина, выйти отсюда — редкая удача.
            
    
 
Див — демонический персонаж, оби­тающий в лесу, живущий на вер­хушке деревьев. Ночью он спускает­ся вниз и пугает путников своим страшным видом и резкими кри­ками.  
 
 
Оборотень — человек, превращен­ный колдуном в волка, реже — в мед­ведя. Узнать оборотня можно потому, что у него задние ноги име­ют колени вперед, как у человека, а не назад, как у волка. Вредят оборотни-волкодлаки тем, кто их ис­портил, но могут по ночам пресле­довать одиноких путников, особенно, если они пьяные. Перешел оборотень дорогу — быть беде.
 
 
 
Боли-бошка дух леса, живущий в ягодных местах. Большеголовый, неуклюжий, одежда на нем рваная, вся в заплатах. Любит прикиды­ваться старичком, который, выйдя навстречу, просит помочь найти утерянную сумку. Но на уговоры под­даваться нельзя иначе боли-бошка вскочит на шею, голову петлей стя­нет и будет водить по лесу. Голова разболится заблудишься и пропа­дешь.

 Славянские водяные духи

 
Лобасты — русалки, живущие в камышах. По повериям, это дети, умершие некрещенными или девушки-утопленницы. Подвижные, рез­вые, грациозные, они проводят в играх и шалос­тях все время. На русальную неделю могут увести с собой девушку, увлечь в хороводе и сде­лать ее своей подругой — лобастой.
 
 
Анчутка — злой дух, бесенок, обитающий в болоте и имею­щий крылья. Помощник водя­ных и болотных. В сказках он беспятый, потому что волк откусил ему пятку.
              
 
           Болотняник — дух болота, живет в большом каменном доме с женой и детьми. Жена — болотница, дева-утопленница. Состоит в род­ственных отношениях с водяным и лешим. Обычно имеет вид седого старика с широким желтоватым лицом. Обернувшись монахом, завлекает путника в трясину. Любит гулять по берегу и пугать прохожих резкими звуками, выдувая воздух пузырями и причмокивая.
 
 
Водяной — дух рек и озер. Всегда голый, в чер­ной чешуе, обмотанный и подпоясанный ти­ной, с длинными зелеными волосами и бородой. Вместо рук у него лапы с перепонками, как у лягушки, хвост рыбий, глаза горят, как рас­каленные угли. Обычно сидит на коряге и звон­ко хлопает по воде. Когда рассердится, рвет плотины, подмывает мельницы, а животных и людей тащит в воду.

Водяница жена водяного. Утопленница из крещеных, по­тому и не принадлежит к нечи­стой силе. Она предпочитает лесные и мельничные омуты, но больше всего любит пади под мельницами, где быстрина му­тит воду и вымывает ямы. Иногда водяницы резвятся и тогда могут рвать сети и портить жернова. Водяниц часто называют шутихами или шутовками.

Навки, злые духи, часто смертоносные. Само имя этих лесных русалок образовано от слова «навъ» — покойницы. Они бестелесны и не отражаются в воде, не имеют тени, спины у них нет, поэтому видны их внутренние органы.

 Ичетик — злой дух из рода водяных. Не обла­дает могучими свойствами своего старшего сородича, да и меньше ростом, но такой же зе­леный, весь в пиявках и водорослях. Всплыва­ет в сопровождении лягушек и водяных змей. Любит играть в карты с прохожими, охотно пьет с ними бражку, а если пакостит, то по­немногу посевы заливает, подмывает мос­тики и крутые берега. Хотя не упускает воз­можности утянуть под воду ребенка или пьяницу взрослого. В холодное время года спит на дне, просыпается на Никиту вешне­го (16 апреля), а на покой отправляется на Никиту осеннего (18 сентября).

 Бродницы — духи, охранители бродов, мило­видные девушки с длинными волосами. По пре­даниям, бродницы живут вместе с бобрами в тихих заводях. Когда приближаются враги, девушки незаметно разрушают хворостяные броды, направляют неприятеля в топь или омут.

 
Дана славянская богиня воды. Светлолицая девушка-река, на­певающая свою журчащую жиз­нерадостную песню. Уставшего путника напоит, омоет рану во­ина, а поднявшись в небо, упадет благодатным дождем на нивы. Ее имя означает «Вода Мать» («Да» «вода», «пеня» «мать» ) и осталось в названии многих рек (Днепр «Данаприс», Днестр, Дунай, Двина, Донец). Особые почести этой богине воз­давались во время Купальских праздников.
Категория: История и краеведение | Добавил: пельмень | Теги: славянские духи
Просмотров: 5841 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar