Суббота, 16.12.2017, 18:00
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » История и краеведение

Славянские духи стихий - часть 2
03.09.2011, 11:07
Славянские домашние духи
 
 
Чур — древний бог очага, охранитель границ зе­мельных владений. Очаг и теплая изба — место его обитания. Он освящает право собственности и определяет необходимое количество работы («Через чур!»). Его изображение — деревянная чурка.
 
 
 
 
Дворовый — покровитель двора, помощник до­мового. Дружит с козлом и собакой, остальных животных недолюбливает, особенно если они белой или светлой масти. Часто ссорится с со­седскими дворовыми. Подношения — хлеб с со­лью — этому мохнатому дедушке приносят на вилах и оставляют в яслях.
 
Ночницы — ночные демоны, которые чаще все­го нападают на новорожденных детей и не да­ют им спать. Проникают через окно и истяза­ют ребенка. Также лазят по деревьям, забира­ются в птичьи гнезда, выпивают яйца. Могут иметь самый разный вид: птиц, летучих мы­шей, привидений, блуждающих огней, реже — старух с длинными седыми волосами в черных одеждах. Ночницами становятся (после смер­ти) колдуньи, не имеющие детей.
Банник — голый старичок с радужными глаза­ми, который обитает в нетопленой бане, но исчезает, едва там начинают париться. Мо­жет погубить человека, решившего помыться в неурочное время: усыпляет его, потом длин­ными толстыми губами обволакивает рот и загоняет в легкие горячий воздух. Отогнать его можно банным веником.
 
 
Шерстнатый — ночной демон, давящий спящего человека. Мох­натый, лысый, с хвостом, руки с острыми длинными ногтями. Сердить его нельзя — может за­душить.
 
 
Шиш — нечистая сила, обычно живущая в овинах, там же справляющая свои свадьбы. Го­лова у него с кулачок, нос длин­ный и вертлявый — словом, по­хож на кукиш. «Хмельные шиши» мучают пьяниц, допив­шихся до белой горячки.
 
 
Чудинко — злой домашний дух в виде деревян­ной или тряпичной куклы, которую недобро­желатели подкладывали во время строитель­ства соседской избы. Чудинко по ночам пугал хозяев стуком, треском — чудил. Избавиться от него можно было, только найдя и уничто­жив куклу.
 
Злыдни — злые существа, маленькие, со сморщенными мордочками, в сером или черном одея­нии, их всегда несколько, и пакости они тво­рят сообща. Поселившись в каком-нибудь доме, на беду хозяина, губят урожай, наводят болез­ни на домашний скот, ссорят домашних. Разо­рят хозяйство и уходят к себе на мельницу, чтобы подыскать новую жертву.
 
 
 
Кикимора — злой и вредный домашний и дво­ровый дух, враг домового. Маленькая, сморщенная старушка в плохонькой одежке. Путает пряжу, бьет посуду, насылает на кур «вер­тун», когда те кружатся до изнеможения и падают, околев; выстригает всю шерсть у овец. Особо усердствует на Святки.
 
 
 
Дрема — вечерний и ночной дух в образе доброй старушки с ласковыми руками. В сумерках дрема бродит под окнами, а когда темень сгущается, просачивает­ся сквозь щели в дом, подходит к детям, закрывает им глаза, гладит их по голове.
 
 
 
 
Славянские полевые духи
 
 
Межевик — брат луговика, такой же малень­кий, в одежде из трав, но не зеленый, а черный. Бегает по меже, охраняет ее. Наказывает тех, кто нарушает межу; устанавливает или поправляет вешки. Если найдет спящего на меже человека, то навалится на него, шею травой заплетет и душит.
 
 
 
Луговой — дух лугов, маленький зеленый чело­вечек в одежде из трав, помогает во время се­нокоса. Считается ребенком полевика. Бегает по лугам и ловит птиц для своего родителя. Бывает очень сердитым, когда покос прозева­ют, — тогда гонит траву в буйный рост и так заплетает ее, что не срезать, не разо­рвать, а то сушит траву на корню.
 
 
 
Полевой — дух, охраняющий хлебные поля. Те­ло у него черное, как земля, глаза разноцвет­ные, волосы травяные, шапки и одежд нет. Иногда появляется стариком в белых одеж­дах, а поскольку его появление сопровождает­ся резким порывом ветра, то пугает людей. Особенно потешается над пьяными пахаря­ми — заводит их в овраги и болота.
 
Переплут — бог изобилия, семян и всходов, Добрый толстяк, вечно уплетающий что-нибудь за обе щеки. Трудяга — в поле замо­розки отводит, дождь выкликает, клубни землей прикрывает, птиц отгоняет. Все лето проводит вокруг сада и огорода — хо­дит взад-вперед, ждет урожая. А уж когда дождется, то сядет за стол и начинает есть без устали, да и выпить любит.
Прия — богиня любви, брачного союза, плодородия, покровительница огорода. Молодая спокойная женщина с гладко зачесанными длинными волосами. Если ей угождать — траву полоть, поливать, прореживать посевы, — к осени она обес­печит хороший урожай.
Ржаница — дух, живущий на полосах ржи. Из, злобных побуждений может сплести несколъко стеблей ржи, и тогда поле станет прокля­тым. Спасти такое поле может только ведун, несведущему это может стоить жизни. Еще ржаницы устраивают прожины - дорожки во ржи, которые проходят от одного края загоне до другого и по которым все колосья срезаны.
 
 
Полудница — женщина в белом, которая явля­ется работающим в поле. Любимое ее время — полдень: тех, кто не делает перерыв на обед и отдых, может наказать солнечным ударом.
 
 
 
 
Спорыш — божество изобилия, семян, всходов, дух жатвы, живущий в двойном колосе. В облике кудрявого светловолосо­го юноши ходит по полям, охраняет их от всяких бед. Сплетает венки из двой­ных колосьев и подкидывает так, чтобы его нашла самая красивая девушка. Най­денный венок относили в амбар как за­лог грядущего богатого урожая.
 
 
Духи мира животных
Арысь-поле — сказочно быстрое, как ветер, существо, в которое обратилась молодая женщина, заколдованная злой ведьмой. Арысь-поле сделалась предво­дительницей звериной стаи и только изредка, по ночам, прибегала домой, чтобы покормить своего ребенка. Три ночи в году только и могла она исполь­зовать для того, чтобы превратиться в женщину, а потом должна была бе­жать в тридевятое царство.
 
Гриф-птица — наполовину птица (го­лова и крылья орлиные), наполовину зверь (туловище и ноги льва). Перья у этого птице-зверя заострены, как стрелы; когти и клюв у него железные. Величиной он с гору. Летает быстро, как ветер.
 
 
Волкодлак — оборотень, обладающий способностью превращаться в волка. Колдуны могли обернуть волками це­лые свадебные поезда. В превращениях им помогает тирлич-трава.
 
 
 
 
Птица Юстрица — черная птица со змеиными головами и хвостом, вопло­щение страшной болезни — холеры. Но­чами пролетает над деревнями и, где заденет воду железным крылом, там начинается мор.
 
 
 
 
 
Лебединые девы — полудевы-полупти­цы, существа особой красоты, оболь­стительности и вещей силы. Дочки Морского царя. Богатырь Поток же­нился на лебединой деве, но не совла­дал с ней, улетела она от него.
 
 
 
 
 
 
Кошка — предсказательница погоды, у нее девять смертей. Черная — спут­ница колдунов, трехцветная — прино­сит счастье. Кот-баюн был наделен го­лосом, который слышно за семь верст: как замурлычет, на любого заколдованный сон напустит. На черную кошку у нечистой силы можно выменять шапку-невидимку и неразменный червонец.
Китоврас — могучий кентавр, иногда с крыльями. Днем он правит людьми — в человеческом облике, а ночью, в виде кентавра, — зверями. Свою неверную жену он носит в ухе, чтобы она не убе­жала и не принялась изменять. Извест­но, что он помогал царю мудрости, Соломону, строить храм. Иногда Кито­врас принимает облик Полкана — полуконя-полупса.
 
 
Индрик-зверь — «всем зверям отец», персонаж «Голубиной книги», единорог. Живет под землей — «ходит по подзе­мелью, словно солнышко по поднебе­сью», повелевает водными стихиями, противник Змея. Его рог наделен целеб­ной силой: царь Алексей Михайлович в 1655 году отдал за три таких рога десять тысяч рублей собольими и ины­ми шкурками.
 
Песиглавцы — воинственные племена, некогда обитавшие на южных грани­цах славянского мира. Существа воин­ственные, свирепые и жестокие, с песь­ей мордой. Люди хитростью победили песиглавцев: ни одного из их племени не осталось.
Категория: История и краеведение | Добавил: пельмень | Теги: славянские духи, духи стихий
Просмотров: 2941 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar