Главная » Файлы » История и краеведение |
Славянские духи стихий - часть 2
03.09.2011, 11:07 | |
Славянские домашние духи
Чур — древний бог очага, охранитель границ земельных владений. Очаг и теплая изба — место его обитания. Он освящает право собственности и определяет необходимое количество работы («Через чур!»). Его изображение — деревянная чурка.
Дворовый — покровитель двора, помощник домового. Дружит с козлом и собакой, остальных животных недолюбливает, особенно если они белой или светлой масти. Часто ссорится с соседскими дворовыми. Подношения — хлеб с солью — этому мохнатому дедушке приносят на вилах и оставляют в яслях.
Ночницы — ночные демоны, которые чаще всего нападают на новорожденных детей и не дают им спать. Проникают через окно и истязают ребенка. Также лазят по деревьям, забираются в птичьи гнезда, выпивают яйца. Могут иметь самый разный вид: птиц, летучих мышей, привидений, блуждающих огней, реже — старух с длинными седыми волосами в черных одеждах. Ночницами становятся (после смерти) колдуньи, не имеющие детей.
Банник — голый старичок с радужными глазами, который обитает в нетопленой бане, но исчезает, едва там начинают париться. Может погубить человека, решившего помыться в неурочное время: усыпляет его, потом длинными толстыми губами обволакивает рот и загоняет в легкие горячий воздух. Отогнать его можно банным веником.
Шерстнатый — ночной демон, давящий спящего человека. Мохнатый, лысый, с хвостом, руки с острыми длинными ногтями. Сердить его нельзя — может задушить.
Шиш — нечистая сила, обычно живущая в овинах, там же справляющая свои свадьбы. Голова у него с кулачок, нос длинный и вертлявый — словом, похож на кукиш. «Хмельные шиши» мучают пьяниц, допившихся до белой горячки.
Чудинко — злой домашний дух в виде деревянной или тряпичной куклы, которую недоброжелатели подкладывали во время строительства соседской избы. Чудинко по ночам пугал хозяев стуком, треском — чудил. Избавиться от него можно было, только найдя и уничтожив куклу.
Злыдни — злые существа, маленькие, со сморщенными мордочками, в сером или черном одеянии, их всегда несколько, и пакости они творят сообща. Поселившись в каком-нибудь доме, на беду хозяина, губят урожай, наводят болезни на домашний скот, ссорят домашних. Разорят хозяйство и уходят к себе на мельницу, чтобы подыскать новую жертву.
Кикимора — злой и вредный домашний и дворовый дух, враг домового. Маленькая, сморщенная старушка в плохонькой одежке. Путает пряжу, бьет посуду, насылает на кур «вертун», когда те кружатся до изнеможения и падают, околев; выстригает всю шерсть у овец. Особо усердствует на Святки.
Дрема — вечерний и ночной дух в образе доброй старушки с ласковыми руками. В сумерках дрема бродит под окнами, а когда темень сгущается, просачивается сквозь щели в дом, подходит к детям, закрывает им глаза, гладит их по голове.
Славянские полевые духи
Межевик — брат луговика, такой же маленький, в одежде из трав, но не зеленый, а черный. Бегает по меже, охраняет ее. Наказывает тех, кто нарушает межу; устанавливает или поправляет вешки. Если найдет спящего на меже человека, то навалится на него, шею травой заплетет и душит.
Луговой — дух лугов, маленький зеленый человечек в одежде из трав, помогает во время сенокоса. Считается ребенком полевика. Бегает по лугам и ловит птиц для своего родителя. Бывает очень сердитым, когда покос прозевают, — тогда гонит траву в буйный рост и так заплетает ее, что не срезать, не разорвать, а то сушит траву на корню.
Полевой — дух, охраняющий хлебные поля. Тело у него черное, как земля, глаза разноцветные, волосы травяные, шапки и одежд нет. Иногда появляется стариком в белых одеждах, а поскольку его появление сопровождается резким порывом ветра, то пугает людей. Особенно потешается над пьяными пахарями — заводит их в овраги и болота.
Переплут — бог изобилия, семян и всходов, Добрый толстяк, вечно уплетающий что-нибудь за обе щеки. Трудяга — в поле заморозки отводит, дождь выкликает, клубни землей прикрывает, птиц отгоняет. Все лето проводит вокруг сада и огорода — ходит взад-вперед, ждет урожая. А уж когда дождется, то сядет за стол и начинает есть без устали, да и выпить любит.
Прия — богиня любви, брачного союза, плодородия, покровительница огорода. Молодая спокойная женщина с гладко зачесанными длинными волосами. Если ей угождать — траву полоть, поливать, прореживать посевы, — к осени она обеспечит хороший урожай.
Ржаница — дух, живущий на полосах ржи. Из, злобных побуждений может сплести несколъко стеблей ржи, и тогда поле станет проклятым. Спасти такое поле может только ведун, несведущему это может стоить жизни. Еще ржаницы устраивают прожины - дорожки во ржи, которые проходят от одного края загоне до другого и по которым все колосья срезаны.
Полудница — женщина в белом, которая является работающим в поле. Любимое ее время — полдень: тех, кто не делает перерыв на обед и отдых, может наказать солнечным ударом.
Спорыш — божество изобилия, семян, всходов, дух жатвы, живущий в двойном колосе. В облике кудрявого светловолосого юноши ходит по полям, охраняет их от всяких бед. Сплетает венки из двойных колосьев и подкидывает так, чтобы его нашла самая красивая девушка. Найденный венок относили в амбар как залог грядущего богатого урожая.
Духи мира животных
Арысь-поле — сказочно быстрое, как ветер, существо, в которое обратилась молодая женщина, заколдованная злой ведьмой. Арысь-поле сделалась предводительницей звериной стаи и только изредка, по ночам, прибегала домой, чтобы покормить своего ребенка. Три ночи в году только и могла она использовать для того, чтобы превратиться в женщину, а потом должна была бежать в тридевятое царство.
Гриф-птица — наполовину птица (голова и крылья орлиные), наполовину зверь (туловище и ноги льва). Перья у этого птице-зверя заострены, как стрелы; когти и клюв у него железные. Величиной он с гору. Летает быстро, как ветер.
Волкодлак — оборотень, обладающий способностью превращаться в волка. Колдуны могли обернуть волками целые свадебные поезда. В превращениях им помогает тирлич-трава.
Птица Юстрица — черная птица со змеиными головами и хвостом, воплощение страшной болезни — холеры. Ночами пролетает над деревнями и, где заденет воду железным крылом, там начинается мор.
Лебединые девы — полудевы-полуптицы, существа особой красоты, обольстительности и вещей силы. Дочки Морского царя. Богатырь Поток женился на лебединой деве, но не совладал с ней, улетела она от него.
Кошка — предсказательница погоды, у нее девять смертей. Черная — спутница колдунов, трехцветная — приносит счастье. Кот-баюн был наделен голосом, который слышно за семь верст: как замурлычет, на любого заколдованный сон напустит. На черную кошку у нечистой силы можно выменять шапку-невидимку и неразменный червонец.
Китоврас — могучий кентавр, иногда с крыльями. Днем он правит людьми — в человеческом облике, а ночью, в виде кентавра, — зверями. Свою неверную жену он носит в ухе, чтобы она не убежала и не принялась изменять. Известно, что он помогал царю мудрости, Соломону, строить храм. Иногда Китоврас принимает облик Полкана — полуконя-полупса.
Индрик-зверь — «всем зверям отец», персонаж «Голубиной книги», единорог. Живет под землей — «ходит по подземелью, словно солнышко по поднебесью», повелевает водными стихиями, противник Змея. Его рог наделен целебной силой: царь Алексей Михайлович в 1655 году отдал за три таких рога десять тысяч рублей собольими и иными шкурками.
Песиглавцы — воинственные племена, некогда обитавшие на южных границах славянского мира. Существа воинственные, свирепые и жестокие, с песьей мордой. Люди хитростью победили песиглавцев: ни одного из их племени не осталось.
| |
Просмотров: 4235 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |