Пятница, 03.05.2024, 06:40
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Архив музея-клуба "Россия-Волга"

ОТРАЖЕНИЕ - ч.1 Образы разных эпох
"ОТРАЖЕНИЕ"
1. Образы разных эпох.
      Город Углич я увидела впервые с Волги, путешествуя на яхте с Онежского озера до Москвы в свои студенческие годы. Мы спешили прошлюзоваться до заката, и город, с его игрушечными церквями на берегу, проплыл мимо нас как театральная декорация. Вышли из шлюза и, чем больше удалялись от него, тем красивее казалось компактное сооружение угличского гидроузла: ГЭС, плотина, шлюз, гармонично вписанное в окружающую природу, не подавляя ее, а соединяя два живописных берега. Не знала я тогда, что через год поселюсь в этом городе и проживу в нем вот уже более тридцати лет. Судьба.
      В Угличе, кроме исторических достопримечательностей, меня все время притягивало это место - плотина, шлюз, водный путь на Москву, откуда каждый год до сих пор приходят на яхтах мои друзья студенческих лет. Каждый раз я рассказываю им всё новые легенды и случаи из истории города, которыми постоянно пополняется память. Еще тогда в 1970-е годы, первые рассказы коренных жителей поражали мое воображение. Как строилась ГЭС, как разрушали церкви в городе, как наполнялось водохранилище, затопляя старинную Иерусалимскую слободу на правом берегу с кладбищем, после снесения добротных домов, церквей, вырубки садов и леса - рыжечника, богатого грибами, ягодами. И еще про то, какой удивительно красивый монастырь стоял в левобережье. Ему в старину принадлежала эта слобода. Был он разрушен и затоплен. Рассказывали, что когда взрывали постройки, кирпичи высоко и далеко разлетались. Но все не смогли разрушить, очень большой был монастырь, отдали постройки на разборку жителям, те и растащили большую часть на кирпичи, а остальное ушло под воду.
Покровский монастырь. Рис.Бучкина      Волга раньше узкая в том месте была и мелела летом. Рыбаки перевозили с левобережья в огромном количестве рыбу дачникам, во множестве проживавшим летом в Иерусалимской слободе. Одна угличанка, проживавшая там в детстве, показывала мне пожелтевшие фотографии слободских домов. Кругом луга в цветах, сказочная природа, а напротив - вид на монастырь. Переправа на левый берег, прекрасные песчаные пляжи, любимое место отдыха угличан - Покровские горки. Выезжали туда летом на лодках с семьями, с самоварами. Отдыхали, пили чай, а не вино, пели песни, читали стихи, так рассказывала угличанка Знаменская Е.Д., вся интеллигенция Углича собиралась на эти пикники. Тихомирова М.И. помнит, как девочкой с родителями в начале 1920-х гг. ходила в Покровский монастырь, пока он еще не был закрыт. Помнит его огромные башни, красивые ворота с росписями, а за воротами сразу - часовня и в ней особенный крест, которому все поклонялись. За монастырем была большая ореховая роща. И такая красота вокруг. В песчаных берегах гнездилось много ласточек. Разве думали тогда люди, что все это будет погребено под Волгой?
      Сейчас я живу на самом берегу водохранилища. Отсюда в бинокль можно увидеть почти напротив нашего микрорайона, на левом берегу, большой деревянный крест над тем местом, где затоплены останки монастыря.
      Известный поэт ярославского края из Мышкина В. Ковалев в стихотворении «По Угличу хожу» живописал угличские храмы «…как живое воплощение неповторимой красоты родной», далее в стихах, после описания драматических событий истории Углича, есть строчки:
  «За подвиг жизнью собственной платили –
  Рассыпаны их кости по полям…
  (многоточие, пропуск и такой неожиданный перескок в современность)
  Стоит над Волгой белая плотина
  И синь речную делит пополам».
     Эта недосказанность заинтриговала меня. О чем умолчал поэт в 1970-е годы.? Сам он был из тех - репрессированных, отбывший в 1930-е годы каторгу.
 Фотомонтаж к версии "Отражение" О. Городецкой.   
      В конце 1990-х гг. собирая материалы для музея Волги - документы, фотографии, я долго рассматривала их, пытаясь найти связующую нить образов двух грандиозных сооружений на Волге около Углича: Покровского монастыря, разрушенного и затопленного, и бетонной плотины Угличского гидроузла. Их силуэты совместились в моем видении, как зеркальное отражение. Сначала написала стихи, как продолжение или ответ Ковалеву из нашего времени. Потом сделала фотомонтаж и уговорила художника Федора Куницина написать картину. Мы назвали её «Отражение».
      Художник, правда, изобразил не буквально то, что было представлено ему на образце, а творчески трансформировал отражение плотины в Волге в некий символический храм, рождающийся из силуэта плотины. Получилась фантастическая версия, подтверждающаяся возможность перехода одного в другое, как изначально запрограммированного или человеком, или какими-то высшими силами. Сходство пропорций, архитектурных членений, сходство силуэтов настолько очевидны, что несходства в деталях уже не имеют значения.
    У меня возникло желание найти какие-то аргументы, подтверждающие версию, что архитектор мог преднамеренно в силуэте будущей плотины великого гидросооружения зашифровать силуэт памятника древней архитектуры, который предстояло принести в жертву великой стройке.
Городецкая Ольга Александровна —
краевед, г.Углич.
Статья-версия "Отражение", часть 1
Категория: Архив музея-клуба "Россия-Волга" | Добавил: Россия-Волга (10.06.2011)
Просмотров: 1054 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar